Орловский рысак
- это всемирно известная отечественная порода рысистых лошадей. Выведена в конце 18 - начале 19 века в Хреновском конном заводе графом А. Г. Орловым-Чесменским, по фамилии которого получила название, и В. И. Шишкиным, возглавлявшим завод в течение 20 лет после смерти графа Орлова. Порода создана путем сложного воспроизводительного скрещивания, в которое были вовлечены около 15 различных пород (арабская, туркменская, турецкая, персидская, английские чистокровная верховая и упряжные, донская, голландская, датская, мекленбургская и другие). Огромную роль в создании породы сыграли выводной из Аравии серый жеребец Сметанка и его внук Бapc I. Большую роль в создании орловского рысака сыграли тренировка и испытания, которым подвергали лошадей, предназначенных для племенного использования. В производящий состав отбирали наиболее породных жеребцов, показавших на испытаниях достаточную выносливость и резвость. Это позволило закрепить в породе не только желательные внешние формы, но и высокую работоспособность. Крупные, нарядные и резвые орловские рысаки пользовались огромным спросом. С начала 19 века их начали разводить во многих частных конных заводах, а с середины 19 века они стали основными улучшателями в массовом коневодстве России. Современные орловские рысаки имеют среднюю высоту в холке около 160 см (многие жеребцы до 165 см и выше), косую длину - 164,5, обхват груди - 186, обхват пясти - 20-21 см. Для них характерны выраженный упряжной тип, хорошо развитая грудная клетка, длинный корпус, не всегда достаточно сухие конечности, относительно крупные копыта. Грива и хвост густые, длинные. Около половины всех лошадей серой масти, много вороных и гнедых, рыжие и другие встречаются крайне редко. За последние десятилетия порода заметно прогрессировала по резвости. Если до революции только Крепыш пробегал дистанцию 1600 м резвее 2 мин 10 с, то теперь ежегодно выявляют десятки рысаков такого класса. Однако в целом орловские рысаки уступают по резвости лошадям русской рысистой породы. По численности орловские рысаки занимают 2-е место в стране после русской рысистой породы, но в последнее время наметилось сокращение. Поэтому принимаются специальные меры для сохранения чистопородного орловского рысака.*

История и описание породы

В XVIII веке повсеместно - в странах Западной и Восточной Европы, Северной Америке - возникла острая потребность в легкоупряжной сильной лошади для использования в сельском хозяйстве и для перевозок. В Англии, США, Франции и других государствах велись работы в этом направлении, здесь были отдельные экземпляры, полученные в случайных сочетаниях модного в те времена скрещивания различных упряжных лошадей с чистокровной верховой (английской) породой. Понятие "рысак" относилось к лошадям, бегущим резвой рысью, но с породой это понятие еще не отождествлялось.

Россия со своими бескрайними просторами, простирающимися на тысячи километров, больше чем какая-либо другая страна нуждалась в крупной выносливой рысистой лошади. По российским дорогам и трактам в ту пору сновали крепенькие, трудолюбивые вятки, мезенки, казанки, другие местные лошадки, но все они были слишком низкорослыми. По проспектам и мостовым дорогам в столичных и губернских городах кареты передвигали крупные упряжные лошади иностранных пород, малоподвижные, медленные на рыси. Создать нужную породу удалось в России графу А. Г. Орлову. Во время своего пребывания на Ближнем Востоке и в странах Западной Европы он приобрел в большом количестве и поставил на свои конные заводы жеребцов и кобыл из Турции, Аравии, Персии, Англии, Дании, Испании, Италии. Однако ни одна из этих иностранных пород не обладала при чистопородном разведении желательными качествами. Среди имевшихся в большом количестве помесных лошадей, полученных в результате разнообразных межпородных скрещиваний, тоже не было нужного образца. Но А. Г. Орлов и его помощник В. И. Шишкин, применив невиданные для того времени по масштабам организации и глубине замыслов приемы коннозаводческой работы, создали в Хреновском конном заводе новую специализированную породу - орловскую рысистую. После долгих поисков в результате удачно найденного арабо-датского сочетания, а именно от знаменитого арабского жеребца Сметанки и буланой датской кобылы был получен жеребец Полкан 1. От него и серой голландской кобылы родился Барс 1, ставший прообразом, а в последующем родоначальником того типа лошадей, в котором остро нуждалось российское коневодство. В то же время неуклонно применялась новая технология кормления и содержания производящего состава, условия выращивания молодняка были продуманы до мельчайших деталей, что в большой мере способствовало более полному проявлению наследственных задатков помесного потомства.

Своим внешним видом и качеством хода Барс 1 вызывал восхищение у всех, кто его наблюдал. В нем сочетались сила, красивая, резвая рысь с крупным ростом (2 аршина 5 вершков, то есть 166 см) и гармоничным сложением. В 1791 году в семилетнем возрасте он поступил в завод и продуцировал в течение 17 лет в качестве ведущего жеребца-производителя. Это был следующий, более сложный этап работы по созданию новой породы. Желательный тип был найден, но надо было закрепить его в ряде поколений.

А. Г. Орлов, а после его смерти В. И. Шишкин успешно справились с поставленной задачей. Они использовали метод воспроизводительного скрещивания. Результатом большой творческой работы явилось создание линий и семейств выдающихся жеребцов и кобыл. На первом этапе наиболее ценными оказались сыновья Барса 1 - Любезный 1 и Лебедь 1.
Вороной Любезный 1 родился в 1794 году, был рослый (около 160 см), с легкой головой на красивой шее, отличался хорошим резвым ходом. Серый Лебедь 1 родился в 1804 году, был сухим, очень нарядным жеребцом на высокой, резвой рыси. В дальнейшем развитие и совершенствование породы по мужской линии шло в основном через детей, внуков, правнуков и других потомков этих знаменитых жеребцов.

Не меньшее значение в становлении породы имели хорошо продуманные приемы тренинга и испытаний молодняка, способствовавшие правильной оценке их работоспособности при постановке на племя.

В России к этому времени не существовало никакой организации испытаний ни верховых, ни упряжных лошадей. Все, что касалось конских состязаний, относилось к области любительства, в основе которого лежало желание народа показать свою удаль, молодечество и доброго коня. В Москве особенно широкий размах приобретали конские состязания в упряжкё зимой на Москве-реке после того как станет лед. Начинались гуляния с выездов, на которых демонстрировали беговые и внешние достоинства лошадей. После заочного соперничества, соответствующих прикидок и раззадориваний шли вызовы, сопровождавшиеся "закладами", и начинались лихие состязания.

А. Г. Орлов впервые организовал зимние и летние состязания в упряжи не как случайные, развлекательные игры, а как планомерные, систематические мероприятия по испытанию племенного молодняка на резвость. Эти соревнования в Москве, а в последующем и в Петербурге быстро приобрели известность и популярность. Состязаться с орловскими рысаками в резвости на различные дистанции остальным упряжным лошадям становилось не под силу. Особенно впечатляющим был успех знаменитого орловца двенадцатилетнего гнедого жеребца по кличке Бычок. В 1836 году запряженный в беговые дрожки он прошел дистанцию в 3200 м за 5 мин 45 с и установил небывалый рекорд. Жеребец был за огромные деньги куплен Д. П. Голохвастовым и поставлен в завод, где дал хорошее потомство. Орловские рысаки получили всеобщее признание не только как хорошие беговые лошади, но и как улучшатели. Спрос на них был очень велик.

В 80-х годах ХIХ столетия частных конных заводов, в которых разводилась орловская рысистая порода, было уже свыше трех тысяч. Российское коневодство получило крупных, нарядных, довольно массивных, костистых легкоупряжных лошадей. Они принесли мировую славу русскому коннозаводству. На них был устойчивый спрос в Германии, Австрии, Франции, Голландии, США и других странах.

До начала ХХ столетия работа с орловской породой велась в соответствии с теми задачами, которые намечались при ее создании, улучшение резвостных показателей при сохранении типа и упряжных форм. В конце ХIХ века в Северной Америке и Западной Европе широкое распространение получил беговой спорт. Коннозаводчики, разводившие беговых лошадей, перешли к селекционной работе по одному признаку - резвости. В этом деле наибольших успехов добились коневоды Америки, создавшие специализированную беговую лошадь. В силу жесткой селекции резвость американского рысака на стандартной дистанции в 1600 м быстрыми темпами улучшалась из поколения в поколение. В 19О3 году в США на эту дистанцию были установлены рекорды мерином Мэджором Дилмером - 1 мин 59 с и кобылой Лу Диллон - 1 мин 58,5 с.

Началось быстрое проникновение американской беговой лошади, американского метода тренинга и испытаний, а также сбруи, упряжи и беговых экипажей во многие страны Западной Европы и в Россию. Крупному, с хорошими упряжными формами орловскому рысаку становилось все труднее конкурировать с резвой, хотя и более мелкой и легкой американской лошадью на беговой дорожке. Некоторые российские коннозаводчики пошли на скрещивание американского рысака с орловским, желая получить помесное потомство с лучшей резвостью. В таких условиях само существование орловской лошади было поставлено под угрозу.

Но были предприняты меры для сохранения необходимого для отечественного коневодства массового улучшателя упряжных лошадей и одновременно усилена племенная работа в сторону улучшения резвости методом чистопородного разведения. Из практики мирового рысистого коннозаводства были взяты лучшие, передовые по тому времени приемы и методы тренинга лошадей и творчески приложены к накопленному отечественному опыту ведения бегового дела, совершенствовались ипподромные испытания и беговая техника (сбруя, упряжь, экипажи).

В 1890 году орловский жеребец Вьюн, сын Удалого, прошел дистанцию в 3200 м за 4 мин 54,4 с, в 1894 году его полубрат по отцу Лель (Удалой - Ларочка) улучшил это время до 4 мин 46 с, а в начале ХХ века рекорд на эту дистанцию, показанный серым жеребцом Питомцем, был равен уже 4 мин 35,6 с. Прогрессировала резвость орловского рысака и на основной стандартной дистанции в 1600 м. В 80-х годах прошлого столетия рекорд резвости на ней еще не превышал 2 мин 20 с. Лучшее время впервые было показано в 1894 году жеребцами Милым - 2 мин 15,4 с и Лелем - 2 мин 16 с В 1900 году жеребец Питомец преодолел 1600 м за 2 мин .14,2 с.

Таким образом, в течение 10 лет рекорд резвости орловского рысака на различных дистанциях улучшился почти на 10 с - факт, указывавший на наличие в породе резерва резвостных качеств. С 1907 по 1913 год на беговой дорожке Московского ипподрома выступал знаменитый орловский рысак серый жеребец Крепыш от Громадного и Кокетки. Он установил рекорды на дистанции 1600 м - 2 мин 08 с, 3200 м - 4 мин 25,7 с.

После 1917 года работу с породой стали вести по единому плану. Национализация помещичьих имений и конных заводов позволила, положить конец бессистемному скрещиванию орловских рысаков с американскими. Появились условия для развития и совершенствования породы. Были разработаны планы племенной работы как в целом с породой так и отдельно по конным заводам. Ведущим по работе с орловской породой вновь стал Хреновской конный завод. Здесь было выращено много элитных лошадей. Серый жеребец Улов от Ловчего и Удачной в 30-х годах с большим успехом выступал на Московском ипподроме и показывал результаты в беге: на 1600 м - 2 мин 02,2 с, на 3200 м - 4 мин 20,6 с.

В настоящее время работа с орловской породой успешно ведется в Хреновском, Московском, Ново-Томниковском и Пермском конных заводах. Традиционно продолжается практика разведения орловского рысака по линиям и сёмействам. Ведущее значение в породе имеют линии Барчука (Барин Молодой - Молния), Ловчего (Кронпринц - Леда), Воина (Птенец - Война), Ветерка (Вий - Утрата), Отбоя (Бурелом - Опора), Пилота (Гиацинт - Пеночка), Ветра (Бубенчик - Витрогонка).

Значительно возрос резвостный класс орловских рысаков в целом по породе, были улучшены рекорды. Так, если в период с 1921 по 1930 год лошадей класса 2 мин 10 с и резвее не было ни одной, то к настоящему времени их ежегодно насчитывается до 30. Абсолютными рекордистами по породе являются: на дистанции 1600 м жеребец Пион (Отклик - Приданница) с резвостью 2 мин 00,1 с, на дистанции 2400 м жеребец Улов (Ловчий - Удачная) с резвостью 4 мин 13,5 с. Орловский рысак в качестве улучшающей породы принят на всей территории Российской Федерации и успешно используется при межпородных скрещиваниях с местными лошадьми. Помеси орловских лошадей имеют хорошо выраженный упряжной тип.**

* По материалам: Словарь-справочник по коневодству и конному спорту, Д. Я. Гуревич, Г. Т. Рогалев, Москва, Росагропромиздат, 1991

** По материалам: Коневодство и коннозаводство России, Б. Камбегов, Москва, Росагропромиздат, 1988